«Выбирая сотрудничество в художественной среде, мы усиливаем друг друга»
Интервью журналиста Кати Юрковой с арт-директором Галереи Синара Арт Дарьей Костиной о профессиональном пути и задачах работы галериста
С Дарьей я знакома с поступления в магистратуру по специальности "Культурология" в Уральский федеральный университет имени Б.Н. Ельцина в 2016 году. Она была одним из моих преподавателей. По проекту Дарьи Костиной я писала свой первый журналистский текст, потому выбрала ее и как героиню своего первого медиаматериала.
Как вы поняли, что хотите стать искусствоведом?
— Я с детства тяготела к визуальным образам. Мой взгляд на мир сформировали книжные иллюстрации, мамины выпуски «Бурды», раскраски, красивые мультфильмы, учеба в художественной школе — кажется, что выбора не пойти в культуру, у меня не было.

В школе меня увлекли гуманитарные предметы. Были преподаватели, которые вдохновляли невероятным кругозором, подачей, рассказывали не просто о каких-то феноменах и событиях, но и об их влиянии на социокультурный процесс. Помню наши с одноклассниками горячие споры о том, спасет ли красота мир и о разном другом. Мне нравился сам процесс обучения, хотелось понять и разобраться в том, что интересно. Оглядываясь назад, я понимаю, что в тот период у меня оформилась вторая составляющая будущей профессии — работа со сбором материала, навыки его осмысления и написания текста.
Многое ли вам дала учеба в университете?
— Я мало помню учебу. Университет у меня ассоциируется в первую очередь с проектами, в которых я участвовала или делала сама: я долго была волонтером, потом начала работать. Волонтерство — лучшее, с чего нужно входить профессию, потому что практика дает гораздо больше, чем теория. Чем раньше начнешь погружаться в процесс, тем быстрее станешь зрелым специалистом и поймешь, хочешь ли оставаться в профессии.
Два важных для Дарьи проекта, над которыми она работала во время учебы.

Большая выставка «Сырое, приготовленное, упакованное» (30 ноября 2007 – 6 января 2008).
Ее посвятили искусству перестройки в трех городах Ленинград, Таллин, Свердловск. Выставку показывали в Национальном музее современного искусства Kiasma (Хельсинки, Финляндия). Кураторами уральской части были Тамара Галеева и Алиса Прудникова, Дарья Костина работала ассистентом. «Это был важный опыт, который позволил взглянуть на культурные процессы в масштабе как на многомерное явление, которое можно показывать и интерпретировать совершенно разными средствами».
Проект «Город как процесс» (сентябрь – декабрь 2012) в рамках параллельной программы 2-ой Уральской индустриальной биеннале современного искусства.
Его Дарья делала вместе с бразильским куратором Рафаэлем Фонсека. «Это была настоящая международная выставка, собранная в том числе из проектов, сделанных специально для нее. Участвовали в ней 8 бразильских художников и 9 уральских. Это было размышление о том, как происходит жизнь в современном мегаполисе страны третьего мира и как художник ощущает город».
Хотите ли вы оставаться в науке?
— Да, но для этого нужно защитить диссертацию, а у меня не хватает времени из-за большой рабочей загруженности довести это дело до конца. Текст написан 3 года назад, сейчас в диссертации не хватает только ссылок и приложений. Для этого многое нужно собрать и систематизировать. Диссертацию хочется защитить, потому что для меня это не формальная история. Я осталась в науке, потому что очень полюбила свою тему – я пишу о русском художнике-эмигранте «первой волны» Григории Мусатове, который жил и работал в Праге в 1920-1930-е годы. Я занималась ей десять лет и вложила колоссальное количество ресурса. Но сейчас я хочу заняться новой темой. И в целом я соскучилась по исследовательской деятельности, по книгам, по сидению в библиотеке и написанию статей. И мне больше импонирует мысль быть независимым исследователем несмотря на то, что сейчас в нашей стране к ним недоверчивое отношение.
С 2013 года Дарья Костина преподает в своей альма-матер. У меня она вела «Проектную деятельность», в годы, когда я училась на культуролога в магистратуре УрФУ. Нашей группе Дарья казалась строгим и грозным преподавателем. Вот, что она сама говорит о своем методе обучения.
— Быть строгим преподавателем – вынужденная мера. Когда я начала преподавать, то в первые годы была суперлояльной, а потом поняла, что в таком случае студенты распускаются и ленятся. У меня нет столько времени, чтобы много его отдавать отдавать преподаванию. Дисциплина в учебном процессе – то, к чему я пришла вынужденно. Мы со студентами не должны красть время друг друга.
Фото Георгия Сапожникова для портала «Культура Екатеринбурга»
Каково было с должности куратора отдела современного искусства в Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ЕМИИ) перейти на должность арт-директора галереи. Был ли это большой карьерный скачок?
— Нет. Мне было тесно в музее, я не могла реализовывать свои идеи. Отдел современного искусства в ЕМИИ появился не так давно и был малочисленным, так как это направление не в приоритете. Да, в музее работает программа репрезентации и осмысления коллекции современного искусства, но она значительно уступает классическим направлениям. Это нормальная ситуация для традиционного музея изо. Я ушла, понимая, что хочу начать тратить время на что-то другое. Потому для меня работа в Галерее Синара Арт стала логичным движением. Это иной уровень ответственности и задач, но страшно не было, было любопытно, как я смогу выстраивать разные процессы. Самое главное, что меня захватывало – возможность реализовывать свои проекты и свое видение.
Один из последних проектов Дарьи и Галереи Синара Арт — проект «Маленький куратор большого искусства». Подробнее о нем в видео.
Идея, видео и монтаж Екатерины Юрковой.
Есть ли у вас мета-задача как у арт-директора галереи?
— Сверхзадача арт-директора — это последовательная работа со смыслами, которые должна транслировать институция. И мы ее реализуем вместе с командой Синара Арт. Мы стараемся отслеживать художественный процесс на Урале и рассказывать о нем в региональном, российском и международном контексте. В коллекции галереи есть классическое искусство, модернистское, актуальное, инсталляции, арт-объекты, самый ранний экспонат нашего собрания датирован XIX веком. Потому в экспозициях мы можем говорить о связности, внутренней логичности и одновременно парадоксальности художественного процесса, выстраивать диалоги и параллели между историческими эпохами и разными художественными феноменами. Мы стараемся показывать, что на самом деле одну и ту же тему можно раскрывать, привлекая, казалось бы, несовместимые предметы и вещи.
Фото Максима Субботина для портала «Культура Екатеринбурга»
Как вы оцениваете успех выставки?
— Главное, чтобы, побывав на ней человек что-то почувствовал, получил ценную для него эмоцию. Не уверена, что это у меня всегда получается, но основной критерий — всегда тот опыт, который зритель получил. Искусство не может существовать герметично. Важны проекты, разрушающие дистанцию между зрителем и искусством. Здорово, когда кураторскую мысль понимают, но это не самое важное, потому что даже один и тот же текст каждый прочитывает по-разному, каким бы подробным он ни был.
Фотографии с концерта-путешествия по выставке «Все это вы». Под произведения, написанные специально для исполнения в картинных галереях, гости бродили по экспозиции. Подробнее прочитать об этом можно по ссылке. Фото Татьяны Доукши для портала «Культура Екатеринбурга».
Задевает ли вас критика?
— Я не знаю куратора, который всегда доволен своими проектами. Самые строгие критики — мы сами. И мы всегда лучше всех знаем, что конкретно не получилось. Но бывает досадно, что это может быть видно другим.

В Екатеринбурге критика в текстах о культуре только начинает зарождаться. Потому моя работа пока не оказывалась в центре критических статей и отзывов. Но всегда важно, что сказано и насколько аргументированно, насколько вдумчиво обращался ли автор к первоисточнику. Бездоказательная критика журналистов, которые проносятся только по верхам и быстро делают выводы, меня не задевает.
На Дарье брошь в виде разноцветного, немного наивного деревянного человечка — подарок от уральских художников Ани и Виталика Черепановых. Спрашиваю, что она означает. Вопрос становится поводом поговорить об отношениях в художественной среде.
— Ее подарили по случаю и для меня это символ теплого взаимодействия в художественной среде. А оно не всегда такое. Мне кажется, что сильна конкуренция из-за ощущения недостаточности ресурсов в сфере искусства, которая порой не дает профессионалам сближаться. Но когда мы выбираем сотрудничество, то усиливаем друг друга. С другой стороны, профессиональному миру, может, не всегда эта теплота и нужна, а гораздо важнее сохранять рабочую дистанцию. Поэтому у меня здесь нет однозначного мнения.
Топ любимых художников Дарьи Костиной.
© 2021 by Katya Yurkova

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website